В качестве иллюстрации - очень старое, но очень эпичное видео о челябинских любителей спортивных костюмов из Ленинского района.
Далее - две чужие заметки на одну тему.
В Челябинске были свои любера — ленинские лампасники
Отголоски "эстетики" мегабанд прошлого слышны спустя четверть века.
В 1980-х годах мост, соединяющий Советский и Ленинский районы Челябинска, являлся негласной границей между сферами влияния городских мегабанд. До появления организованной преступности в малиновых пиджаках оставалось еще лет десять, а на закате истории советского Челябинска на улицах хозяйничали хаотичные молодежные группировки. Со свой цветовой дифференциаций штанов, как в отечественной нетленке "Кин-дза-дза!". Самая известная из таких бригад — легендарная группировка из Ленинского района — лампасники. Характерной чертой ребят были широкие спортивные штаны, на которые они нашивали роскошные генеральские лампасы. Студенты городских вузов, завидев такого "генерала песчаных карьеров", переходили на другую сторону улицы. А если вдали появлялась целая рота лампасников — лучше сматываться подобру-поздорову, чтобы не попасть под раздачу: бойцы могли выдвигаться в карательный рейд по соседнему району или шли к месту драки "стенка на стенку". Старожилы Челябинска вспоминают, что на разборки по пресловутому мосту-Рубикону, бывало, маршировал целый полк из Ленинского района, человек в пятьсот, они дрались с крупными группировками ЧТЗ — калининцами, и ребятами с АМЗ.
Были у лампасников и непримиримые враги, собственно, ими являлись почти все группировки из других районов. За исключением, разве что, ЧМЗовских парней, которые ввиду географической отдаленности редко пересекались с лампасниками. Некоторые из конкурентов нашивали на спортивные штаны черные и красные лампасы, что трактовалось, как "смерть Ленинскому району". На КБСе в таких-то штанах можно было не появляться.
— Иногда происхоидил казусы. Фуфаечники – представители сообщества поселка Миасский, однажды массированным десантом, на трамваях, приехали в Ленинский район, разбираться с лампасниками. Никаких лампасников они там не встретили. Побродив по улице Гагарина и попинав редких молодых людей, у которых на штанах виднелись лампасы, пятисотенная орда уехала обратно. Позже выяснилось, что ни о каких фуфаечниках лампасники Ленинского района и не слышали и неизвестно, кто и зачем назначил им место встречи для драки, — вспоминает челябинец Александр
К концу 1980-х годов группировка разрослась настолько, что милиция дала негласное распоряжение местным швейным ателье: лампасы на спортивные штаны клиентов не нашивать! Впрочем, это не помогало и ребята, как бы подражая легендарным подмосковным люберам, качались в подвальных спортзалах, ходили на разборки в соседние районы и продвигали нехитрую пацанскую идеологию. К слову, ходят слухи, что лампасники даже ездили в Люберцы на "курсы повышения квалификации", хотя, скорее всего, это байка. По воспоминание местных краеведов, милиция за них взялись всерьез после того, как банда избила до смерти какого-то работягу с завода Калющенко, который возвращался домой после смены. Это сейчас такое изуверство быстро растворится в общем потоке информационной чернухи, а четверть века назад об убийстве рабочего трубили несколько месяцев. Вскоре лампасники исчезли, им на смену приходила настоящая организованная преступность и драки стенка на стенку уступили место перестрелкам и заказным убийствам.
Впрочем, отголоски эстетики лампасников слышны и по сей день. До сих пор старушки на лавочке где-нибудь во дворах Сельмаша могут сказать вслед уходящим парням в спортивных костюмах: "Ух, лампасники пошли хулиганить". А еще, жители Ленинского как-то особенно трепетно относятся к своему району и даже имеют неформальную эмблему: монограмма "LR", увенчанная короной. Этот символ можно увидеть на стеклах авто, на стенах домов и даже на татуировках.
Банды Чикагинска. Ленарь
Конец 80-х ознаменовал переход межрайонной вражды в рамки междворовых разборок молодежи. В прошлое уходили батальные стычки район на район, когда выбирались пустыри на границе районов. Например на Ветлечебнице были овощные поля, излюбленное место боев. Участвовало до сотни человек. Гопническая принадлежность маркировалась ношением лампас. Лампасы у каждого района имели свой дизайн. Ленинские носили штаны в такой цветовой гамме.
Конечно, никто не отменял при выезде, как говорили, в "город", с отдаленных районов территориальную принадлежность. Северо-западская шпана в любой момент могла докопаться до тебя, где-нибудь у Ритма, только лишь потому что ты из Ленинского. Но удивительным образом нарастала борьба молодежных группировок внутри районов.
Этому способствовало ухудшение социально-экономических условий в стране, ослабление контроля государства во многих сферах.
Обычно были так называемые нейтральные территории, такие как школы, ДК. Но в определенные моменты и они в становились местом столкновений. Впервую очередь во время дискотек, вечеров. Излюбленное место шпаны являлась местность около музыкальных школ в вечернее время, кинотеатров, видеосалонов. Зачастую чтобы не быть ограбленными подростки проносили мелочь для покупки билета во рту. Это был не чистый криминал как потом в 90-е, но все было рядом.
Огнестрельным, травматическим оружием в разборках не пользовались. Имелись кастеты , ракетницы( "Сигнал" то рядом). Но каждый уважающий себя гоп должен был иметь обрезок арматуры. Длина определялась длиной рукава. Типичная амуниция уличного бойца включала в себя ботинки "прощай молодость", треники, желательно с лампасами, можно просто 3 полоски, фуфайку серую. На спине фуфайки трафаретом белой краской часто наносилось название группировки, или что-то типа Моntana, Super и т.д. Венчала образ легендарная "пидорка".
Отсутствие виртуальной реальности, как сейчас, переносило Варкрафт на улицы. Несколько дворов объединялись в группировку. Так легче было противостоять соперникам. Спокойное пересечение не местным территории, контролируемой группировкой, задача крайне затруднительная и не безопасная. Вообще в вечернее время необходимо все время быть бдительным даже на своей территории. Стычки проходили на улицах, но большие "обиды" разруливались на пустырях.
Одно из излюбленных арен-берег Смолино, в районе 46 школы.
Добычей шпаны становились мелкие деньги, любая импортная вещь в твоем портфеле, жвачки, катафоты, а то и велик. Неудовлетворительный ответ на вопрос "Ты откуда? Кого знаешь?"- заканчивался избиением. Убийства случались крайне редко ,но они были. Обычно как исход драк.
Банды не были крупными, обычно 1-2 десятка активных бойцов. Названия давались исходя из топономических особенностей, но нередко были и экзотические.
Семьстроевские контролировали территорию от Дзержинского до Новороссийской, вдоль Машиностроителей.
В районе восьмого отделения милиции орудовала "Восьмера". По некоторым воспоминаниям друзей еще одна "Восьмера" была в районе Лизы Чайкиной.
Легендарный "Техас" Новороссийская 122.
Новороссийская 79-"Пентагон". Вот еще одно занятное название вызывает определенные ассоциации в свете затронутых событий. Новороссийская на металке-"Девятка"
Гремели "Косовские", "Десятка". В районе Агалакова была "Аптека". КБС вдоль Копейского шоссе закрывали "Копейка" "Мухоморы". "Китайская стена" обосновалась на Василевского 4.
Постепенно уличная преступность набирала обороты. Наркотики, рэкет и другой серьезный криминал поглотили подростковые группировки конца 80-х. Как явление они ушли в прошлое....
Сейчас как таковых уличных банд уже нет, но в новостях Челябинска иногда мелькают новости о драках (или предотвращенных драках) стенка на стенка.