Апериодика из Златоуста

Апериодика // авторский блог из Златоуста

You. Yes, you.

Просмотров: 1394Комментарии: 2

Похоже, в свете последних статей и заметок, где я упоминаюсь, мне придется более широко и полно высказать свои мысли на обозначенные тематики. Мне придется это сделать хотя бы уже потому, что я значусь там в качестве эксперта, а выложенные статьи шибко слабо отражают мою точку зрения и вообще по-моему довольно мутные и расплывчатые.

Апериодика из Златоуста

Отвечать где бы то ни было, кроме как в Апериодике, не вижу смысла. Поэтому здесь! Здесь я попробую изложить все достаточно подробно и понятно, потому как именно понятность изложения для читателя - приятна мне более всего. Чтобы у меня получилось именно доступно, некоторые моменты я буду старательно описывать и разжевывать.

К сожалению, тема действительно огромная и многогранная — чтобы ее полностью осветить, мало написать короткую заметку. Тут в пору писать большую книгу. Нераскрытых вопросов — еще уйма.

Итак, самое первое, что нужно сделать, разбираясь в любом вопросе, это определить терминологию, понять, какими терминами мы оперируем и о чем говорим. Не имея под собой опоры в виде четких понятий, мы рискуем сочинить отличную, но бесполезную сказку.

Поэтому давайте начнем с начала - будем учить матчасть.

Текст получился довольно большой, поэтому убираю оставшееся под кат.

Что такое блог?

Не смотря на частое упоминание этого слова, многие достаточно поверхностно понимают его смысл и это рождает какую-то дикую, абсолютно дремучую мифологию вокруг этого обыденного явления.

Блог - это в первую очередь технологический способ подачи информации. Блог подразумевает регулярные записи, добавляемые в хронологическом порядке, в таком виде, когда самые последние и актуальные сообщения находятся наверху, а более поздние и менее значимые (ввиду прошествии времени) - внизу. Этот механизм на сайтах в подавляющем большинстве случаев снабжен XML-файлом, который называется RSS-лентой. RSS позволяет быстро получать информацию об обновлениях на сайте и через программы-аггрегаторы (google reader, например) дает возможность следить за новостями. Этот механизм удобен, как и для пользователей, так и для поисковых систем, которые могут очень быстро индексировать новые записи.

Думаю, я не ошибусь, если смело назову 95% сайтов в Интернете - блогами. Интернет выдает на гора миллионы новостных лент ежедневно. Причем очень часто контент создают не люди даже, а программы-роботы. Но Интернет без людей - пустышка, поэтому мы сейчас будем говорить именно о людях. 

Сейчас почти каждый пользователь Интернета, часто незаметно для себя, генерирует информацию в огромных количествах. Новостные ленты, статьи на сайтах, посты в ЖЖ, сообщения на форумах, статусы вконтакте, вопросики в формспринг, картинки в тумблере, паблики и группы, видео в ютубе, твиты-ретвиты, посты-репосты, лайки-перелайки, нравится-поделиться, фоточки в инстаграме, разные х-статусы, трансляции, а также бесконечные комментарии на многочисленны сервисах и многое-многое другое - по сути, это все блоги! Их миллионы! Разной тематики,  разной направленности, разной осмысленности, разной... чего угодно — все это блоги!

Дальше...

Кто такие блоггеры?

Между делом, замечу, что слово блоггер - пишется с двумя буквами Г. Потому, что dig - digger - диггер, trig - trigger - триггер, log - logger - логгер, blog - blogger - блоггер (blog, как производное от log).

Блоги, как это уже было обозначено, настолько разнообразны, насколько это можно представить. Простой и удобный механизм публикации позволяет использовать его повсеместно. Сейчас не только кто угодно постит в сеть, но уже и что угодно. Еще немного и мы будем подписывать на твиттер-аккаунт своего холодильника, который будет постить о том, чего в нем не хватает.

Но раз уж мы затрагиваем именно общественно-социальные аспекты блогов и говорим о живых людях, то смело отбросим из наших рассуждений все, что для публикации не использует собственные мозги. Очевидно, что все, что осталось, то есть живые пользователи Интернета и есть блоггеры.

Миллионы школьников и студентов, которые постят сообщения на стену вконтактике — блоггеры? Да! Миллионы хипстеров, которые пишут свои мысли, объемом 140 символов, в Твиттер — блоггеры? Да! Миллионы фотографов, которым нравится странная идея инстаграмма — блоггеры? Да! И я даже, не глядя, вдогонку отвечу «да», на все подобные вопросы.

Вместе с этим, надо отметить, что блоггером может быть кто угодно. Абсолютно. Без всяких ограничений.

У меня получается одновременно читать (это действительно так) блоггеров-политиков, блоггеров-пилотов, блоггеров-радиоведущих, блоггеров-гиков, блоггеров-электриков, блоггеров-программистов, блоггеров-домохозяек, блоггеров-эмигрантов, блоггеров-ученых, блоггеров-фотографов, блоггеров-лесников, блоггеров-путешественников, есть даже одна известная в узких кругах блоггер-проститутка (о боже!) и очень много разных других интересных людей.

А вообще, если копать глубже, то с точки зрения банальной методологии, для облегчения дальнейшего понимание, понятие блоггер очень легко отсекается бритвой Оккама, как излишняя сущность. Люди, которые пользуются Интернетом для того, чтобы делиться мыслями — блоггеры! И наоборот.

Единственное почему я буду употреблять это слово в дальнейшем — это его краткость.

Но, идем дальше...

Что такое блогосфера?

Некоторые вмещают в этот термин какие-то идиотские значения вроде «клуб», «сообщество», «тусовка». Это абсолютно неверно. Клуб или сообщество — это узкие понятия, обозначающие ограниченные и плотные социальные связи между его участниками. Какую-то отдельную ячейку этой огромной сети еще можно называть сообществом, но в целом блогосферу ограничить какими-то критериями невозможно.

Поэтому блогосфера — это понятие гораздо более близкое к ноосфере (по Вернандскому), чем паутина обычных социальных связей.

Чтобы понять глобальность явления блогосферы, во-первых, вспомним теорию шести рукопожатий, согласно которой любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). А во-вторых, помножим эту теорию на мощь Интернета, технологически многократно ускоряющую и упрощающую эти «рукопожатия», создающую новые связи, которые в обычной жизни были бы трудноосуществимы. И, да, конечно, сделаем оговорку, что вместо тепла рук наши «рукопожатия» в Интернете передают информацию.

Миллионы блогов по всему миру генерируют информацию, миллионы блоггеров перелинкивают ее между собой, распространяют, обсуждают, дополняют. И в этом безумном хаосе рождаются и поднимаются наверх самые важные, интересные и нужные сообщения, а самые бесполезные, неинтересные и ненужные сообщения затухают и умирают.

При этом, любопытно, что блогосфера не имеет какой-либо обозначенной иерархии, каждый аспект такой сети работает как паутина, сеть абсолютно аморфна и принимает форму, которую дают ей ее участники — каждый по отдельности, исходя из своего авторитета и общественной значимости. Информация кочует от узла к узлу этой системы по той структуре, которая существует для социальной сети в каждый отдельный момент времени.

Блогосфера — это огромный информационный граф, со сложнейшей структурой!

Дальше...

Каково влияние блогосферы?

Здесь есть тонкий момент, которые далеко не все понимают. Блогосфера понятие ментальное и ее основа — это люди. Совершенно обычные люди, абсолютно разные и в очень большом количестве. И блогосфера — как производная технологии абсолютно ничего не может создать сама по себе и сама по себе повлиять на что-то тоже не в состоянии.

Хороший пример ошибочных выводов относительно этого явления — понятие твиттер-революции. Так назвали недавние беспорядки и массовые акции протеста в Иране, Тунисе и Египте. Они были успешными в том числе и потому, что действия оппозиции координировались с помощью Твиттера.

Люди недалекого ума тут же окрестили Твиттер чуть ли оружием массового поражения, а также, конечно, западным инструментом подрыва стабильности в странах с недружелюбным Западу режимом.

Таким макаром легко, например, революцию 1917 года окрестить Аврора-революцией или, допустим, телеграфной революцией. Хотя, конечно, это будет смешно.

Октябрьская революция легко обошлась бы и без Авроры, и без телеграфа. Автора стреляла, а телеграф работал — потому что они были в наличии. Ровно также арабская весна назрела и случилась без всякого Твиттера. Если кто-то хочет это сделать — он это делает! Массовые акции в Египте случились бы даже если бы люди пошли просто стучать в двери — каждый к своему соседу.

Блоги — это элементы технологии. Блогосфера — общественно-социальная среда через призму этой технологии. И то, и другое без людей ничего не значит и влияния никакого не имеют. Если и говорить о влиянии блогосферы на что-то, то следует говорить только о влиянии людей на что-то, о массовости их идей, о совокупном общественном мнении и повседневных дискуссиях.

Что имеем?

Попробую, резюмировать все вышесказанное, для того, чтобы я мог перейти к разбору статей.

Блог — это технология. Блоггер = пользователь Интернета. Блогосфера — совокупность в первую очередь людей, и во вторую очередь технологий.

Идем далее...

Апериодика из Златоуста

По статьям.

Хотя, уже рассматривать по большому счету нечего.

В качестве начального аккорда разбора полетов выложу вопросы, на которые я отвечал, и, которые стали основой для статей:

  • кто кого похоронит: блогосфера журналистику или наоборот?
  • что отличает блоггера от журналиста?
  • каким видишь будущее блогосферы? Есть ли оно вообще у блоггеров?
  • что, по твоему, в ней нужно исправить в блогосфере? 
  • Златоуст и блогосфера: если сравнивать с областной блог-площадкой, с федеральной – что общего и что отличает?
  • каким ты видишь социальный портрет блоггера?
  • если бы каждая старушка смогла стать (стала) продвинутым блоггером, это бы как-то повлияло на мировоззрение блогосферы?

С учетом предыдущего беглого анализа терминологии, очевидно, что вопросы ужасны. Чтобы ответить на любой из этих вопросов, его, как минимум придется переформулировать в удобоваримую форму (если это вообще возможно), а уже потом пробовать давать на него ответ (наверное, все помнят поговорку о том, что грамотно составленный вопрос уже содержит в себе половину ответа).

Я, кстати, не удивлюсь, если «профессиональный журналист», с которым меня почему-то противопоставили, ответил на все эти вопросы в первоначальной форме.

Кроме того, упор статей на противопоставление блоггера и журналиста мне абсолютно не понятен. Не только по тому, что это абсолютно разные вещи, но еще и потому, что не существует ни одного критерия, по которому их можно было адекватно сравнивать, чтобы делать какие-либо выводы.

Даже если говорить о сравнениях, то гораздо более логично было бы сравнивать конкретных персонажей на тему грамотности подачи той или иной информации. Тут как раз есть о чем говорить, потому что информация имеет конкретные свойства, которые в принципе можно если не измерить, то оценить запросто: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность.

И именно через это можно например написать: «фиговый журналист», «хороший блоггер», «прекрасный журналист», «блоггер-идиот».

Однако, более скучную тему для статьи, чем сравнение информационных качеств каких-то людей, наверное, сложно придумать. Любой, кому интересно, может сам для себя кого ему угодно мысленно сравнить с кем ему хочется (ставя, например, по каждому свойству оценку от 1 до 10 и высчитав усредненное среднее значение) и сделать соответствующие выводы. И то это будет всего лишь субъективная точка зрения.

P.S.

Журнал Time в 2006-м году поместил на декабрьскую обложку «человек года» зеркало. На обложке Time было написано: "Ты! Да, ты. Ты контролируешь Век Информации. Добро пожаловать в твой мир."

You!

P.P.S.

Потратил на написание половину вечера - гораздо больше, чем планировал изначально. И если что-то не достаточно хорошо раскрыл — извиняйте. Шлифовать текст уже просто лень.

И, да — ничего личного, разумеется )))

Специально для Апериодики из Златоуста.


Комментариев: 2 RSS

1 Нормальное имя 10-01-2013 02:52

Автора стреляла - ошибочка-с, сударь.

А если так смотреть, сравнивать блог и журналистику все равно что двачевский \b\ или надпись в уборной сортире ибо все могут написать что захотят Суп двач я только что посрал или Маша - шалава и не знаю, книгу, например. Хотя, книгу сейчас может написать каждый и издать тоже. Тогда и не знаю какой второй пример подобрать. Вопрос дискуссионный и даже, может быть, весьма срачевый.

2 Feelov 10-01-2013 03:05

2 Нормальное имя,

блоггеры и журналисты - это как мухи и котлеты, слоны и макароны, железобетон и анальгин. Нечего сравнивать wink

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)