В последнем посте про аварию на Миасском тракте в комментариях меня спросили, что-то вроде: “я прочитала, что где-то у вас в Златоусте есть “стена смерти”, вроде она должна быть где-то тут. где она? не вижу”. И я обнаружил, что довольно сложно с ходу объяснить, что такое “стена смерти”, почему ее нет на тех фотографиях, где она все же находится и чем опасна. И даже, оказалось, нет на эту тему никакой более-менее хорошей ссылки - все мои предыдущие записи на эту тему носили обрывочный, разрозненный характер, из них ничего толком не было понятно. Чтобы заполнить этот пробел, я решил сделать этот пост…
Печальная достопримечательность города Златоуста – “стена смерти”.
“Стеной смерти” / “стеной плача” горожане называют уловитель, бетонное ограждение высотой около двух метров, которое установлено на улице 40 лет Победы, в самом конце Миасского тракта. Стена стоит в самом конце четырехкилометрового крутого спуска, в неё и врезаются с пугающей регулярностью машины, у которых на длительном спуске не выдерживают тормоза.
Уловитель построили здесь в середине 80-х, после первой аварии, когда грузовик на огромной скорости смёл пешеходов с тротуара и врезался в пятиэтажку. Но жильцы этого дома по прежнему ощущают себя экстремалами. Уловитель останавливает автомобиль, но не груз, и дом регулярно атакуется то пивом, то шпалами, то металлопрокатом, то продуктами.
Златоуст – это город с большими перепадами высот, со сложным рельефом, да и в целом, он расположен между гор, в низине. Поэтому почти все заезды в город сопровождаются длительными опасными спусками. Чтобы было более понятно и наглядно, я специально, насколько умел рисовать – отметил на карте Златоуста Миасский тракт (красным цветом) и “стену смерти” (синим цветом). Видно съезд в Златоуст - до конца Миасского тракта, до “стены смерти” - это примерно 4 километра (вся изображенная красная линия) прямой дороги под хорошим уклоном. От длительного торможения при таком продолжительном спуске у автомобилей перегреваются тормозные колодки и срывает тормоза. Для груженых (а иногда и перегруженных) автомобилей – это вообще острый вопрос, а на этом участке – особенно острый. Не редки ситуации, когда водители грузовиков и всевозможных фур, заезжают в город, едут с горки до тех пор, пока не откажут тормоза, а потом либо пытаются вырулить до последнего и погибают в аварии, либо выпрыгивают из кабины, предоставляя многотонную машину самой себе, превращая ее в многотонный таран.
На картинке, кроме того, хорошо видно два жилых дома на самом повороте – это панельные пятиэтажки, они расположены прямо в конце сурового спуска. И все, кто спускается по Миасскому тракту, по законам физики стремятся с предсказуемым концом прямо в их сторону. После пары трагических случаев, не долго думая, жилые дома отгородили от дороги стеной-уловителем. “Стена смерти” - это железобетонная конструкция длиной около 50 метров, в высоту – около двух метров, в ширину – примерно метр. Мощное изваяние – такое не проломить… И хоть словосочетание “стена-уловитель” звучит довольно цинично в ситуации, когда эта стена призвана своей твердостью ловить не только транспорт, но и человеческие жизни, свою функцию она выполняет неплохо.
Хотя бывают эксцессы, когда автомобиль остается с одной стороны, а груз со всем своим весом опасно перелетает на другую сторону, на тротуар – стене совершенно точно не хватает высоты. Что только туда не улетало: и металл, и шпалы, и трубы… Жители ближайших домов помнят все без исключения случаев. И особенно помнят случаи, когда чужое горе оборачивалось для них внезапной халявой. В “стену смерти” бились фуры с мороженным, с фруктами, с бутылочным пивом, макароны какие-то… черт знает, что.
“Стена смерти” стоит на этом месте уже 30 с лишним лет и собирает свою кровавую подать год за годом - об нее разбились десятки автомобилей, десятки людей погибли. Почти после каждой громкой аварии возобновляются баталии и споры о том, надо ли запретить въезд в город большегрузов на этом участке, как надо переделать этот спуск, куда сделать еще дорогу и так далее… Относительно недавно в самом середине опасного участка сделали так называемое “кольцо-уловитель”, на котором водители вынуждены снижать скорость, но, как показала последняя авария – это не всегда помогает.
Ниже я выложу немного фотографий “стены смерти” и аварий с ее участием. Хотел было собрать побольше свидетельств, но в основном получилось найти только самые крупные аварии и те, которые видел сам. Многие фотографии откровенно ужасного качества, но что есть, то есть… я попробую обновлять этот пост, когда будет появляться что-то еще.
1. Фотография советских времен. Поворот с Миасского тракта на улицу 40 лет Победы в сторону проспекта Мира. На заднем плане печально известная “стена смерти”. Тогда она еще была отделана диким камнем и цветными металлическими пластинами – в советском стиле.
2. Со временем частые аварии отбили со стены и металлические элементы украшений и декоративную облицовку. И в двухтысячных стена осталась голой. На этом относительно недавнем фото ее более-менее выровняли и отштукатурили.
3. Это, насколько я помню, прошлогодняя летняя фотография. На “стене смерти” вывесили огромный симпатичный баннер "Златоуст - город мастеров".
4. Баннер почти сразу покоцали самым трагическим способом.
5. Довелось однажды зимним утром сфотографировать падение в стену фуры со шпалами, которая не смогла вписаться в поворот.
6. Здесь хорошо виден масштаб опасности таких аварий. Тяжелые шпалы от удара разлетелись как спички.
7. Та же авария – вид из окна.
8. Это уже другое ДТП. То ли весна, то ли осень.
9. В “стену смерти” въехал однажды даже бензовоз.
10. По дороге из цистерны широко разлились какие-то ГСМ. Не знаю, была ли опасность возгорания, но все обошлось…
11. Еще одна авария, меньшего масштаба – из фуры на повороте вывалились мешки то ли с мукой, то ли с каким-то порошком.
12. Одно из самых эпичных происшествий у “стены смерти” в Златоусте.
13. В аварию попал груженый трубовоз. От удара его закинуло на стену.
14. Убойная сила.
15. Весь груз, ломая деревья, вывалился на тротуар с другой стороны. Каким-то чудом трубы никого не задели.
16. Всмятку…
17. Здесь уже случай, когда опасный спуск окончился аварией, не доезжая до “стены смерти”. Водитель грузовика выпрыгнул из кабины, а машина ушла в кювет.
18. Грузовик совсем немного не доехала до стены-уловителя.
19. Последняя авария – не менее суровая. Китайский большегруз ушел в сторону, не доехав до “стены смерти” почти километр. /по ссылке много фотографий/
Продолжение следует… /все, что после этой строчки – считать апдейтами/
20. Еще один груженый "китаец" въехал по касательной в "Стену смерти" – не вписался в поворот.