Прокудин-Горский Сергей Михайлович (1863, Петербург - 1943, Франция) - ученый-химик, крупный специалист в области проекционной цветной фотографии и цветной полиграфии, председатель отдела Русского технического общества.
Родился в старинной дворянской семье. Окончил Александровский лицей, учился на естественном факультете Петербургского технологического института, одновременно посещая лекции и лабораторные занятия Д. И. Менделеева в университете.
В начале 1890 гг. - в Германии, где занимался цветной фотографией в Берлинской высшей технической школе. По возвращении в Россию открыл в Петербурге первые фотографические курсы, занимался методикой использования фотографии в разных областях науки (астрофотография, микрофотография). Наиболее впечатляющие результаты получил в области проекционной цветной фотографии и цветной полиграфии. 1905-1909 гг. был редактором самого популярного в России фотографического журнала "Фотограф-любитель". Автор первого отечественного пособия по цветной фотографии. 1909 - 1911 гг. предпринял большую экспедицию по съемке достопримечательных мест в России "в натуральных цветах". В ходе этой экспедиции посетил Урал и, в частности, Златоуст, первым запечатлев на цветных снимках один из цехов Златоустовского завода, окрестности города, некоторые участки Самаро-Златоустовской ж. д. Позднее занимался преподавательской работой - читал лекции по научной фотографии в Петербургском университете. 1918 г. был одним из инициаторов создания первого в Европе специализированного учебного заведения - Высшего института фотографии и фототехники. С конца 1918 г. работал за границей, 1922 г. запатентовал в Англии оптическую систему для получения одним экспонированием трех цветоделенных негативов. Фотоархив Прокудина-Горского, составляющий около двух тысяч фотопластинок, хранится в Библиотеке конгресса США. 1990 г. одна из фотографий Прокудина-Горского "Три поколения Златоустовского завода" - была передана президентом США Р. Рейганом в дар президенту СССР М. С. Горбачеву.
Л. Надымова, А. Козлов. "Златоустовская энциклопедия"
Полная коллекция фотографий Златоуста, сделанных Прокудиным-Горским в 1909-1910 годах – под катом .
Цветные фотографии черно-белой эпохи...
Сегодня мало кто в России помнит замечательного ученого и фотографа Cергея Михайловича Прокудина-Горского. В начале XX века, когда еще не существовало цветной фотографии (цветная фотопленка впервые появилась лишь в 30-х годах), ученому удалось придумать и воплотить в жизнь уникальный метод отображения цвета на фотоизображениях. Метод этот прост, как и все гениальное. Сергей Михайлович разработал специальную фотокамеру, которая делала три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра - синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив, точнее три черно-белых диапозитива расположенные один над другим на тонкой стеклянной пластинке. Эту пластинку помещали в диапроектор, также разработанный Прокудиным-Горским. Каждый из слайдов на пластинке проецировался на экран, через свой красный, зеленый или синий светофильтр, а на экране изображения совмещались и возникали полноцветные образы. Возможно, это были первые в мире демонстрации слайдов.
К недостаткам метода или точнее к техническим несовершенствам камеры, созданной Прокудиным-Горским можно отнести ее неспособность снимать в цвете движущиеся объекты. Так как три снимка необходимые для получения цвета делались с интервалом примерно в одну секунду, движущийся объект за это время успевал сместиться в пространстве и получался, при совмещении снимков в диапроекторе, в виде цветных размытых пятен. Это видно на некоторых снимках, например радужный дым из трубы, куры гуляющие по улице и т. п. Впрочем, будучи уже в эмиграции ученый усовершенствовал конструкцию своей камеры, применив призму для расщепления света и все три снимка делались одномоментно. Кстати, ни чертежей, ни изображений камеры Прокудина-Горского не сохранилось. Вероятно, она была похожа на модель (на рисунке), созданную приблизительно в 1906 году доктором Адольфом Мите, с которым Прокудин-Горский познакомился в Германии.
Вот комментарий специалиста о методе Прокудина-Горского и использованным им оборудовании Артура Голдсмита (Arthur Goldsmith), редактора изданий "Популярная фотография" (Popular Photography) и "Искусство фотографии" ("Camera Arts"), автора книги "Камера и фотография" ("The Camera and Its Images"): "Прокудин-Горский использовал камеру, которая давала три индивидуальных, раздельных по цвету, негатива при одном заряжении. Открытие и закрытие затвора, смена цветных фильтров и перемена положения пластинки в каждой из трех экспозиций наверняка обеспечивались пружинным механизмом. Чтобы достичь высококачественного изображения с односекундным (или около того) интервалом, нужно было установить камеру в очень, устойчивое, положение; фотограф мог снимать только неподвижные объекты. Хотя по большей части уцелевшие работы Прокудина-Горского - пейзажи и архитектурные сооружения, у него имеются также немало портретов и очаровательных жанровых этюдов. С точки зрения исторической, трехсекундная экспозиция - не очень длительная для неподвижного объекта. До введения быстросохнущих пластинок в 1880 г. требовались более длительные экспозиции...
...Ограниченность камеры Прокудина-Горского была устранена изобретением "односъемочной" цветной камеры, которая делала три цветоразделенные экспозиции посредством лучерасщепляющей призмы. Прокудин-Горский позднее и сам запатентовал подобное фотосредство, включая кинокамеру для цветных съемок. Возможно ли то, что он использовал одну из ранних односъемочных моделей для своих фотографий, сделанных в предвоенное время? Пока не будут получены новые исторические сведения, мы не знаем..."
История создания фотоколлекции
В тогдашнюю "черно-белую эпоху", на современников Прокудина-Горского, демонстрация снимков в "натуральных цветах" производила сильное впечатление. Но все это осталось бы просто очередной вехой в истории фотографии, если бы не император Николай II, который сам был большим любителем фотографии. Был задуман грандиозный проект по созданию документального фотообозрения тогдашней России. Этот проект носил в первую очередь, образовательный характер: при помощи "оптического цветного проецирования" планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России. Изобретателю поручили возглавить проект, ему был выделен оборудованный под фотолабораторию железнодорожный вагон, придана группа помощников и разрешен допуск в закрытые районы Империи. С 1909-го по 1915 год Прокудин-Горский объездил одиннадцать регионов страны, были сделаны тысячи снимков и прочитаны десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией "слайдов".
Война и революции не позволили завершить начатое. В 1918 году ученый навсегда покинул Россию, покровительство последнего российского императора, которым он в свое время пользовался, делало его положение после революции, мягко говоря, не безопасным. В эмиграцию были увезены и уцелевшие фотопластинки. Умер Cергей Михайлович Прокудин-Горский в 1943 году, а его наследники продали в 1948 году сохранившиеся остатки коллекции Библиотеке Конгресса США. Пятьдесят лет стеклянные пластинки, многие из которых были значительно повреждены или разбиты, пылились на полках. Дело в том, что не сохранились чертежи камеры и проектора, при помощи которых создавались и демонстрировались снимки, поэтому посмотреть их в цвете было невозможно. Новую жизнь коллекция приобрела только с приходом цифровых технологий. Сотрудники библиотеки провели огромную работу, оцифровали и обработали свыше двух тысяч фотоснимков С. М. Прокудина-Горского. В США выпушен альбом: "Фотографии для царя", а на сайте Библиотеки Конгресса США действует виртуальная фотовыставка С. М. Прокудина-Горского "Империя, которой была Россия", где каждый желающий может в цвете увидеть Россию начала прошлого века.
Златоуст в "натуральных цветах"
Во время своих путешествий по России Cергей Михайлович Прокудин-Горский посетил Златоуст, который был в то время крупным промышленным центром Урала. Его снимки были первыми цветными фотоизображениями нашего города. Сделаны они в 1909 году. В Златоусте Прокудин-Горский снимал виды города и завода, церкви и железную дорогу, арсенальный музей и его экспонаты, рассказывающие об этапах производства тогдашней продукции златоустовских заводов, виды природы в окрестностях города (посетил Александровскую сопку).
Один из снимков златоустовской серии однажды попал в сферу большой политики. Фотопластинка снимка "Три поколения." была подарена президентом США Р. Рейганом президенту СССР М. С. Горбачеву. На снимке изображен центр Златоуста и жители города. Но почему-то, этот подарок был передан для хранения в Нижнетагильский краеведческий музей. Видимо московским чиновникам, как всегда, было все равно, что Нижний Тагил, что Златоуст. Ведь все это где-то на Урале и ладно.
Прокудин-Горский с негатива делал позитив на стеклянную пластинку для проектора и печатал обычную бумажную черно-белую фотографию, которую вклеивал в альбом с соответствующей подписью. В буре революции и эмигрантских скитаниях по Европе безвозвратно погибла значительная часть коллекции, видимо тогда же пропали и некоторые златоустовские снимки. Многие из этих фотоизображений мы не увидим уже никогда, а некоторые остались только в альбомах. Сохранившиеся альбомы находятся в Библиотеки Конгресса США вместе с уцелевшими пластинками.
Как уже было написано выше, отсканированные страницы фотоальбомов размещены на сайте Библиотеки Конгресса.
/все фотографии кликабельны/
Златоуст. Снимки города, завода и жителей
1. С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Златоустовского завода и Троицкий собор.
На среднем плане гора Косотур. Центральная часть Златоуста. Свято-Троицкий собор, рядом часовня святого благоверного князя Александра Невского. За часовней хорошо виден старый доменный корпус Златоустовского завода, который примыкает к зданию управления Златоустовским горным округом. Если взглянуть на современный снимок этого района, можно увидеть, что изменилось за 100 лет. Прежде всего, исчезли собор с часовней (1934 г.) и старая домна (1936 г.), зато выше плотины появился новый широкий мост и рядом новая часовня Александра Невского.
2. С. М. Прокудин-Горский. Вид на Златоустовский завод. Вдали хребет Большой Таганай. Осень 1909 года.
Снято с Бутыловской горы. Справа гора Косотур, слева в дали хребет Большой Таганай. На отроге горы Косотур - часовня во имя Святых жен Мироносиц.
Один из самых впечатляющих снимков. Хорошо видна городская площадь, здания Арсенала и оружейной фабрики, Свято-Троицкий собор и его колокольня. На площади небольшой парк вокруг памятника императору Александру II, рядом расположено круглое деревянное здание кинотеатра "Лира". Все это на фоне громады Косотура и виднеющейся вдали горы Таганай.
3. С. М. Прокудин-Горский. Вид на гору Косотур и хребет Большой Таганай с Бутыловской горы. Осень 1909 года.
Вблизи - гора Косотур, левее вдали- хребет Большой Таганай. В центре- четырехугольное с внутренним двором здание Оружейной фабрики.
4. С. М. Прокудин-Горский. Северо-западная часть г. Златоуста. Осень 1909 года.
На снимке, сделанном со склона горы Бутыловки, вид на Трехсвятительскую (Никольскую) церковь. Сейчас на ее месте находится здание Дворца культуры Всероссийского общества глухих. Выше церкви большое кирпичное двухэтажное здание женской гимназии. Это здание сохранилось до наших дней, в нем размещается школа искусств. Еще выше по склону горы виден небольшой домик с башенкой, это городская метеостанция. В наше время она находится в другом месте. В нижней части снимка видны дома на улице Большая Немецкая (улица Ленина). Сегодня на их месте возвышается возведенный в начале 1960-х годов универмаг.
5. С. М. Прокудин-Горский. Этюд. С Бутыловской горы на Златоуст сквозь деревья. Осень 1909 года.
На снимке изображена все та же часть города, что и на предыдущем снимке, только фотограф поднялся немного выше по склону Бутыловки. Деревья на снимке это сосны, в наше время на Бутыловки их почти не осталось, сейчас там растет в основном березняк.
6. С. М. Прокудин-Горский. Западная часть г. Златоуста. Осень 1909 года.
На заднем плане снимка видно кладбище, у правого края кладбищенской ограды изображена деревянная церковь во имя Иоанна Златоуста. История её такова:
В 1908 году православное Свято-Троицкое братство построило и открыло для неимущих стариков всех вероисповеданий богадельню, которая располагалась неподалеку от городского кладбища на Уреньге. В 1909 году при богадельне была освящена церковь во имя святителя Иоанна Златоуста. Службы в этом храме велись в 1909-1930 годах (в течение 21 года).
Иоанно-Златоустовская церковь была закрыта в феврале 1930 года, её здание в послевоенные годы также было разрушено.
Возможно, что единственное изображение Златоустовской деревянной церкви осталось только на снимке Прокудина-Горского.
Снимок сделан все с того же склона горы Бутыловка. В нижней части снимка, видны дома на улице Большая Немецкая (ул. Ленина), расположенные немного выше нынешней "стрелки". Хорошо видно здание Земской управы с полукруглыми окнами, оно сохранилось до наших дней (горздравотдел). Напротив на другой стороне улицы виден католический костел, на его месте в 20 - 30-е годы были возведены, первые в городе, коммунальные многоквартирные дома. В средней части снимка видны здания на улице Малая Немецкая (ул. Октябрьская). Справа - построенное из красного кирпича здание уездного казначейства, оно сохранилось и известно современным златоустовцам как бывшее здание горвоенкомата. В левой средней части снимка на этой же улице видны краснокирпичные здания - действующие и сегодня корпуса ликероводочного завода. В верхней части снимка видна роща, огороженная белым каменным забором с арочными воротами и часовней. Это Старое Уреньгинское кладбище ("Березовая роща"). Это кладбище действовало с конца XVIII века и было закрыто в 1937 году. На этом кладбище было захоронено немало известных в истории города людей, знаменитых мастеров и художников. Но, после закрытия кладбище пришло в упадок, часовня, ограда, памятники с годами разрушились и исчезли.
7. С. М. Прокудин-Горский. В г. Златоусте. Осень 1909 года.
На этом снимке изображена улица Большая Аптечная (сейчас это улица Бушуева). Снимок сделан с нынешней улицы Октябрьской. Вдалеке внизу виден Косотур, синеет зеркало пруда, из-за Бутыловки выглядывают купола Свято-Троицкого собора. Если сегодня мы посмотрим с этого же места, то увидим, что эта типичная златоустовская улица, не очень изменилась за 100 лет. Разве, что разрослись на ней, закрывая собой обзор, огромные тополя и березы.
8. С. М. Прокудин-Горский. Вид на г. Златоуст с запада. Осень 1909 года.
В центре городской пруд на реке Ай и Св.-Троицкий собор. В левой части кадра на заднем плане видна часть Александровской сопки.
Снимок сделан с улицы Александровской (в наше время ул. Плеханова) из района Никольской церкви. Вид на центр города, виден Свято-Троицкий собор, городской пруд.
9. С. М. Прокудин-Горский. Вид в Златоусте. Осень 1909 года.
Справа гора Косотур, слева в дали хребет Большой Таганай. На отроге горы Косотур - часовня во имя Святых жен Мироносиц.
Часовня сооружена в 1905 году и находилась в приходе Петропавловской церкви. У подножья горы Косотур проходит русло реки Ай. На переднем плане справа видна часть Трехсвятительской церкви.
В правой части снимка видна часть строений Никольской церкви. Видна громада Косотура и часовенка на вершине его гребня, внизу у подножия - скопище частных домов на улице Нижней Никольской (ныне это начальная часть ул. К. Маркса).
10. С. М. Прокудин-Горский. Вид в г. Златоусте. Осень 1909 года.
На дальнем плане гора Косотур.
11. С. М. Прокудин-Горский. Часть Златоуста. На первом плане завод. Осень 1909 года.
На переднем плане здание Оружейной фабрики, вдали Никольская (Трех Святителей) церковь.
12. С. М. Прокудин-Горский. То же по другому берегу реки Ай. Златоустовский завод. Осень 1909 года.
Снято с запруды реки Ай.
13. С. М. Прокудин-Горский. Столярный цех для выделки ножен на Златоустовской Оружейной фабрике. Осень 1909 года.
14. С. М. Прокудин-Горский. Селение Ветлуга. Река Тесьма. Близ Златоуста. Осень 1909 года.
15. С. М. Прокудин-Горский. Церковь [Иоанна Предтечи] в селении Ветлуга. Златоуст. Осень 1909 года.
Слобода Ветлуга находилась на окраине г. Златоуста. Ветлужская церковь освящена в 1894 году.
Когда, смотришь на эти снимки столетней давности, невольно поражаешься обилию в небольшом городке огромных красивейших соборов, церквей и часовен. Как видно на этом снимке, даже на окраинах города стояли такие великолепные храмы. Бросается в глаза и то, что рядом с огромными каменными церквями, стоят скромные маленькие деревянные домишки местных обывателей. Из таких домишек и состоял 100 лет назад практически весь уездный город Златоуст. Эти деревянные домики пережили все каменные храмы, уничтоженные в 30-е годы XX века, и во многих районах города так и дожили до наших дней, когда стали возводиться уже новые культовые сооружения.
16. С. М. Прокудин-Горский. Часовня во имя Николая Чудотворца в селении Ветлуга. Златоуст. Осень 1909 года.
Слобода Ветлуга находилась на окраине г.Златоуста.
17. С. М. Прокудин-Горский. Станция Златоуст. Осень 1909 года.
Станция Златоуст Самаро-Златоустовской жд; здание с зеленой крышей чуть левее центра- вокзал; снято по направл. к Челябинску. В перспективе: в центре хребет Средний Таганай, справа хребет Малый Таганай.
18. С. М. Прокудин-Горский. Выемка в горе Косотур около станции Златоуст. Осень 1909 года.
Снято по направлению к Челябинску, за мостом - ст. Златоуст.
Разумеется, фотограф сделал снимок этой выемки как иллюстрацию инженерного искусства проявленного при строительстве полотна железной дороги. Этот снимок был сделан за 9 лет до того, как в этой выемке произошло первое сражение гражданской войны на Южном Урале. 27 мая 1918 года на станцию Златоуст прибыл эшелон с солдатами Чехословацкого корпуса, которые выступили тогда против советской власти. Чехословаки попытались захватить город, тогда под предлогом маневров машинист вывел их эшелон в эту выемку, где в засаде сидели бойцы Красной Гвардии, где и произошло кровавое столкновение.
19. С. М. Прокудин-Горский. Андрей Петров Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет; от роду 72 г. Имел счастие подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II. Осень 1909 года.
Справа стена здания Златоустовской оружейной фабрики, прямо сторожка, между ними здание Городского собрания из красного кирпича; слева часть деревянного здания цирка, за деревьями лютеранская церковь (кирка).
20. С. М. Прокудин-Горский. Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода. Осень 1909 года.
Это тот самый снимок, стеклянный диапозитив которого, Р. Рейган подарил М. С. Горбачеву. Этот единственный находящийся в России диапозитив из коллекции Прокудина-Горского хранится в Нижнем Тагиле, в краеведческом музее. На этом и на предыдущем снимке изображен житель Златоуста А. П. Калганов. На первом снимке он изображен один, на втором с сыном и внучкой. Позируют они, стоя между зданиями Оружейной фабрики и Арсеналом спиной к городской площади. На заднем плане несуществующая ныне сторожка, далее видна кованная узорчатая ограда с воротами ("Бастенькие ворота"), которая сохранилась до наших дней (сегодня за ней стоит памятник героям фронта и тыла). На площади слева видно деревянное здание кинотеатра "Лира". Справа виднеется здание, где в наше время размещен главный корпус часового завода. Из подписи к предыдущему снимку становится ясно, почему именно А. П. Калганова выбрали для съемок. Поднести "хлеб-соль" государю он видимо "имел счастье" в 1904 году, во время русско-японской войны, когда Николай II посетил Златоуст для осмотра отправляемых на фронт полков. Андрей Петрович Калганов был старшим мастером кожано-лакировального цеха оружейной фабрики. Происходил из сельских обывателей. Службу на оружейной фабрике он начал в качестве мастерового в 1853 году, в мастера был переведен в 1859-м. Занимаясь лакировкой кожаных ножен для холодного оружия, преимущественно для офицерских шашек, проявлял усердие и был неоднократно поощрен начальством. Первой его наградой в 1897 году был мастерский кафтан, в котором он на снимке, являвшийся знаком отличия. Затем старший мастер был награжден малой и большой серебряными медалями - также за усердную работу. Один раз был под следствием и судом за неправильное начисление зарплаты рабочим, но его оправдали. О сыне и внучке Андрея Петровича каких-либо сведений не сохранилось.
Златоуст. Арсенальный музей Златоустовского завода и его экспонаты
21. С. М. Прокудин-Горский. Горка из оружия в Арсенальном музее Златоустовского завода. 1910 год.
22. С. М. Прокудин-Горский. Общий вид зала в музее Арсенала Златоустовского завода. 1910 год.
Здание Златоустовского Арсенала было построено в 1825 - 1833 годах по проекту А. И. Посникова. Многие годы в здании Арсенала размещался архив, заводская библиотека и музей. Основу музейных коллекций составляли образцы холодного оружия (начиная с 1816 - 1817 годов); вторая в России по богатству минералогическая коллекция; образцы и модели станков, инструментов; экспонаты иллюстрирующие технологии изготовления продукции златоустовских заводов.
23. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки ножей и вилок. Осень 1909 года.
24. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Осень 1909 года.
25. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
Надпись на стенде: "Десять оборотов приготовления деревянных ножен для шашек. Столярный цех".
26. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
27. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
28. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
29. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
30. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
31. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
32. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
33. С. М. Прокудин-Горский. Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе. Образцы солдатских шашек. Осень 1909 года.
Окрестности города Златоуст, Александровская сопка
34. С. М. Прокудин-Горский. Часовня "Сошествия Святого Духа" при дороге на Миасский завод близ Златоуста. Осень 1909 года.
На снимке изображена часовня во имя Святого Духа. Находилась она примерно в двух верстах от городского предместья Ветлуги (Ветлуга это не деревня, а часть города, причём одна из самых старых) по старой дороге на Миасский завод (ныне г. Миасс), примерно в полуверсте от восточного берега заводского пруда.
Первоначально на этом месте в 1831 году была построена деревянная часовня, которая через 20 лет была заменена двухъярусной каменной, сооружённой на средства завода, именно эта каменная часовня и изображена на снимке.
Дорога и сейчас есть, она ведёт из Ветлуги в 5-й микрорайон Нового Златоуста, часовня была разрушена после революции 1917 года, вероятнее всего во второй половине 1920-х годов.
35. С. М. Прокудин-Горский. Граница Европы и Азии у ст. Уржумки. Лето 1910 года.
Снимок сделан примерно в 1 км к востоку от ст. Уржумка Самаро-Златоустовской жд. Памятный знак «Европа-Азия» сохранился и сейчас находится на 1862 км Транссиба (Москва-Владивосток) на высоте 573 м над ур. моря. Александровская сопка лежит в направлении на северо-восток и выглядит пиком- направление съёмки почти совпадает с осью гребня сопки.
На заднем плане между сопкой и знаком три мачты радиостанции, которая предназначалась для передачи военной информации по трассе Петербург—Златоуст—Владивосток. Строительство начато в 1908 г. по указанию Военного министерства и закончено в 1912 г.
Радиостанция на Александровской сопке
Располагалась на южном склоне сопки. По своей конструкции была искровой и предназначалась для передачи военной информации по трассе Петербург—Златоуст—Владивосток.
Строительство начато в 1908 г. по указанию Военного министерства и закончено в 1912 г.
Были сооружены: кирпичное здание радиостанции, в котором располагалось приемно-передающее оборудование и шифровальная комната (в подвале), дом для офицеров и солдатская казарма (в 250 м южнее основного здания), склад топлива, машинное отделение с нефтяным двигателем, двумя генераторами и аккумуляторными батареями, склад оружия и боеприпасов, охранно-наблюдательный пост.
Все важные объекты (здание станции, дом офицеров, солдатская казарма, охранный пост) соединялись между собой подземным ходом.
С военным гарнизоном Златоуста и со ст. Уржумка действовала телефонная связь. От ст. Уржумка до радиостанции была проложена дорога, вымощенная булыжником. Вокруг здания радиостанции на каменно-цементных основаниях были установлены 3 мачты высотой 80 м (60 м — металлические конструкции, 20 м — деревянная надставка) для размещения антенного оборудования.
Детали мачт изготавливались на Златоустовском заводе.
Работа радиостанции для военных нужд велась в апреле 1912 — декабре 1914 гг., затем передача военной информации прекратилась, поскольку сигналы стали перехватываться японской разведкой.
В 1915—1916 гг. радиостанция нерегулярно использовалась для приема-передачи гражданской информации, а в конце 1916 г. ее работа прекращена полностью.
В 1922 г. главное станционное здание полностью демонтировано, стройматериалы и большая часть оборудования вывезены в Златоуст и использованы на нужды механического техникума (ныне техникум им. П. П. Аносова), некоторые приборы и аппараты отправлены в Царское Село под Петроградом. Другие станционные сооружения разобраны для своих нужд жителями Златоуста и с. Сыростан.
В 1927 г. вывезены в Златоуст и конструкции антенных мачт, часть антенн была установлена на различных зданиях в центральной части города (почта, школа 2-й ступени и др.).
В настоящее время (1996 г.) от сооружений радиостанции сохранились только остатки фундаментов мачт и вымощенная булыжником дорога.
36. С. М. Прокудин-Горский. У подножия Александровской сопки. 1909 год.
37. С. М. Прокудин-Горский. На Александровской сопке. 1909 год.
38. С. М. Прокудин-Горский. На Александровской сопке. Лето 1910 года.
39. С. М. Прокудин-Горский. Александровская сопка. Лето 1910 года.
40. С. М. Прокудин-Горский. Вершина Александровской сопки. Лето 1910 года.
41. С. М. Прокудин-Горский. Вид на Златоуст с Александровской сопки. Лето 1910 года.
Александровская сопка одна из вершин хребта Урал-Тау (Уральского хребта), имеет высоту 843 метра и расположена в 8 км от центра Златоуста. Свое название получила после восхождения на нее, 9 июня 1837 года, великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. На данном снимке открывается панорама Златоуста. Хорошо виден Златоустовский пруд, Косотур, просматриваются силуэты Свято-Троицкого собора и Никольской церкви, дома Демидовки. На месте будущего района проспекта Гагарина обширное безлесное пространство, застройка этого района начнется только в 1960-е годы.
42. С. М. Прокудин-Горский. Гора Таганай. С Александровской сопки. Лето 1910 года.
43. С. М. Прокудин-Горский. Гора Таганай. С Александровской сопки. Лето 1910 года.
44. С. М. Прокудин-Горский. Вид Александровской сопки от станции Уржумка. Лето 1910 года.
Сопка названа Александровской в память восхождения на ее вершину Наследника Александра Николаевича (будущий Имп. Александр II) 9 июня 1837 года. Первоначальное название- гора Урал.
Снимок сделан примерно в 1,5 км к северо-востоку от жд ст. Уржумка. Здесь от основной дороги Златоуст-Миасс отходит дорога в сторону Александровской сопки и далее по западному склону в направлении на Киалимские печи (бывший посёлок углежогов), фрагмент этой дороги виден на ближнем плане.
45. С. М. Прокудин-Горский. Вид Александровской сопки от станции Уржумка. Лето 1910 года.
Снимок сделан примерно в 0,8 км к северу от жд ст. Уржумка, немного выше дороги на Миасс. Александровская сопка лежит в направлении на северо-восток и выглядит гребнем.
Ссылки по теме:
- Википедия - Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
- Полный каталог сохранившихся фотографий С.М.Прокудина-Горского (Библиотека Конгресса США).
- Открытый исследовательский проект посвящен изучению наследия С. М. Прокудина-Горского.
- Краткая биография С. М. Прокудина-Горского.
- Народный проект по восстановлению фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944).
Комментариев: 1 RSS
1 Аноним 08-02-2015 02:07
ИНТЕРЕСНО,ПОЗНАВАТЕЛЬНО,СПАСИБО!