Немного фотографий ж/д станции "Уржумка" с подземным переходом и исключительно уральской достопримечательности - перевалочного столба-обелиска "Европа-Азия".
/все фотографии кликабельны до больших размеров/
1. Уржумка — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в 9 км от центра Златоуста в пределах его городской черты. Была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги.
2. Среди всех станций Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги Уржумка находится на самой большой высоте, отсюда начинается долгий спуск железной дороги по восточному склону Урала в сторону Сибири. В начале Великой Отечественной войны от станции построена железнодорожная ветка к вновь строящемуся машиностроительному заводу, на станции происходила разгрузка оборудования эвакуированных из Тулы и Подольска заводов, а чуть позднее грузилась продукция для фронта. Во время электрификации участка Златоуст — Челябинск на Уржумке построена тяговая подстанция, здесь же находится производственная база путевой машинной станции N 173 (ПМС-173).
3. Название станции и посёлка происходит от названия речки Уржумка, притока Вятки. Оно появилось в XVII—XVIII веках, когда эту территорию активно заселяли выходцы с Поволжья. «Ур» в переводе с марийского значит «белка», «ужаш» — «видеть». Приблизительный перевод — «вижу белку». /а расписание электричек можно разглядеть, увеличив фотографию/
Остальные фотографии - под катом.
4. Пристанционный посёлок был включён в черту города в мае 1943 года. Сегодня в него входят улицы: Клары Цеткин, Лизы Чайкиной (самая восточная в г. Златоусте), Олега Кошевого, Привокзальная. С центральной частью Нового Златоуста Уржумка связана автобусным маршрутом. На фото - конечная автобусная остановка "Уржумка".
5. От автобусной остановки к железнодорожной станции ведет подземный переход.
6. Раньше освещение тут было редким делом. Сейчас все в порядке - лампочки горят.
7. Читать граффити и надписи на стенах предлагаю вам самим. конечно, если сумеете разобрать.
8. Здесь шикарное гулкое эхо...
9. Кроме ж/д станции Уржумка, Уржумка - это еще и река (правый приток Вятки (бассейн Волги)) в республике Марий Эл и Кировской области и одноименная деревня в Марий Эл.
10. Есть еще водка "Уржумка". Но она связана с с "Уржумским спиртоводочным заводом", что находится в городе Уржум в Кировской области
11. "С новым годом, 2012".
12. "Vandalizm +".
13. "Solid bomb crew".
14. "#@$%".
15. "Окей".
16. На краске граффити - признания в любви.
17. Выход на поверхность - к перрону.
18. Взгляд назад: "Мы".
19. Новенькие "Уралы" на Урале.
20. Идем в сторону "налево, если выйти из дверей ж/д станции". До пункта назначения минут 10 ходьбы.
21. Цистерны "Пропан-бутан". "С горки не спускать".
22. Железнодорожные пути. Слева - запасной путь... совсем заржавел.
23. Ширикоугольный объектив "берет" широко.
24. Немного смазанный кадр, но я не мог его не выложить - на нем машинист машет мне рукой.
UPD. Мне тут расказали про "сигнал бодрствования путем поднятия руки"... оказывается, реально есть такая штука: "Обязать локомотивные бригады: 3) ...При приближении встречного поезда машинисту или помощнику машиниста (в зависимости с какой стороны проследует поезд) стоя поднятием руки подавать знак бодрствования, машинист локомотива встречного поезда обязан подтвердить знак бодрствования оповестительным звуковым сигналом". Может случайным людям на путям они и не должны махать, но все равно - прикольно же.
25. Показать все, что скрыто. Задняя стена какой-то ж/д будки.
26. Переходим небольшой мостик.
27. Железнодорожные прибамбасы.
28. Вот оно!
"Европа - Азия" - условная граница между Европой и Азией. Первоначально в районе Урала проводилась по главным водораздельным хребтам (в районе Златоуста по Уральскому хребту), современные ученые-географы считают более правильным проводить эту границу вдоль подошвы восточного склона Уральских гор. На местности эта условная граница отмечена многочисленными памятными знаками, установка которых была начата в конце прошлого века. Сегодня на Урале больше двух десятков подобных знаков, из них два установлены в районе Златоуста. Первый из них - Уржумский. Установлен в 1892 г. вблизи ст. Уржумка (1962 км Транссибирской магистрали) на высоте 573 м над ур. моря. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть - основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: "Европа" - со стороны Златоуста, "Азия" - со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местных уральских гранитов по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба.
В 1987 г. на автомагистрали Челябинск - Уфа в 8 км к югу от Златоуста, там, где дорога пересекает хребет Урал-Тау, установлен новый памятный знак - в виде высокой стелы из нержавеющей стали. Этот знак выполнен по макету архитектора С. Побегуца.
29. Переходим на другую сторону путей, и по лесенкам - наверх.
30. Обелиск Европа-Азия около станции Уржумка. Европа. Златоуст, к слову, находится в Европе.
31. Обелиск Европа-Азия около станции Уржумка. Азия.
32. Рядом - гранитные скамеечки.
33. А рядом осень...
34. И поезда...
Бонус.
35. С. М. Прокудин-Горский. Граница Европы и Азии у ст. Уржумки. Лето 1910 года.
Снимок сделан примерно в 1 км к востоку от ст. Уржумка Самаро-Златоустовской жд. Памятный знак «Европа-Азия» сохранился и сейчас находится на 1862 км Транссиба (Москва-Владивосток) на высоте 573 м над ур. моря. Александровская сопка лежит в направлении на северо-восток и выглядит пиком- направление съёмки почти совпадает с осью гребня сопки.
На заднем плане между сопкой и знаком три мачты радиостанции, которая предназначалась для передачи военной информации по трассе Петербург—Златоуст—Владивосток. Строительство начато в 1908 г. по указанию Военного министерства и закончено в 1912 г.
36. Открытка из серии фотографий "Урал" В. Л. Метенкова. Перевальный столб.
37. В. Л. Метенков. Начало прошлого века. Перевальный столб и Александровская сопка.
38. Из альбома открыток о Русско-Японской войне (1904-1905 гг.) изображение: дворянский отряд у пограничного столба Европа-Азия. Из архива Дюмулена И. И.
39. В. Л. Метенков. Начало прошлого века. Перевал Уральского хребта, станция Уржумка.
Как-то так...